Подгонка весел

Подгонка весел

Для подгонки комплект вёсел укладывают на палубу корабля (на берегу — на землю) так, чтобы срезы рукоятей оказались на одной прямой линии. Самые длинные вёсла отбирают для средней банки, самые короткие — для баковой, оставшиеся — для загребной банки и в качестве запасных.

Затем вёсла вставляют в соответствующие уключины и располагают по траверзу. Расстояние между рукоятями парных весел должно быть около 10—15 см, излишки обрезаются. Поверхность рукояти тщательно обрабатывается стеклом и наждачной бумагой.

Чтобы гребцы легко находили свои вёсла, на вальках наносят кольца: для правого борта зеленой краской, для левого — красной. На вёслах загребной банки наносят по одному кольцу, средней банки — по два и баковой — по три кольца. Ширина колец и расстояние между ними — 10 мм. Первое кольцо наносят на расстоянии 10 мм от ближнего к веретену среза валька. На запасных вёслах кольца не наносятся.

После подгонки весел по длине их уравновешивают путем заливки расплавленного свинца в просверленные на вальке отверстия. Свинец заливается так, чтобы при гребле он находился в нижней части валька, иначе весло будет выворачиваться. Правильно подогнанное весло, вложенное в уключину (на середину кожаной обшивки), должно иметь некоторый перевес к воде и принимать горизонтальное положение при подвеске к середине рукоятки груза в 4 кг (что приблизительно соответствует весу положенных на валек рук).

Упорки для ног подгоняют после того, как гребцы распределены по банкам. Упорки должны находиться от банки на таком расстоянии, чтобы у гребца, сидящего нормально на банке, ноги, поставленные на упорку, были несколько согнуты в коленях. При отвале назад ноги гребца должны быть прямыми, на одной линии с корпусом тела. При правильной установке упорок сила гребца возрастает, так как вместе с руками в работе участвуют мышцы живота и ног.

Чтобы гребцы не падали назад, к упоркам для одной из ног (той, что ближе к диаметральной плоскости шлюпки) приделывают парусиновые стропки. Нога на полступни должна входить в стропку.

Уключины должны быть подогнаны по гнёздам, не шататься при гребле и быстро выниматься из гнезд. Веретено весла должно свободно вставляться и выниматься из уключины. Сработанные уключины и подуключины заменяются новыми.

Посадка команды в шлюпку и обязанности гребцов

Перед посадкой в шлюпку гребцы распределяются по банкам. Правильное распределение гребцов позволяет лучше использовать их физическую подготовку. На загребную банку отбираются наиболее сильные гребцы, на баковую — наиболее ловкие и проворные. Если в команде есть гребцы с развитой левой рукой, они назначаются на левый борт.

Гребцам правого борта присваиваются нечетные номера: 1, 3, 5; гребцам левого борта — четные: 2, 4, 6 (счет идет от загребной банки). Гребцы могут также именоваться по банкам, на которых они сидят: загребные, средние, баковые — с добавлением наименования борта, например правый загребной, левый баковый и т. д.

Посадка в шлюпку производится организованно. По команде «Гребцы в шлюпку» гребцы бегом направляются к шлюпке и занимают свои места. При посадке соблюдается следующий порядок:

  • если шлюпка стоит носом к берегу или находится под выстрелом, первым входит на шлюпку старшина, а затем остальные гребцы по порядку номеров;
  • если шлюпка стоит кормой к берегу, первым входит шестой номер, затем пятый и т. д., старшина входит после гребцов;
  • если шлюпка стоит бортом к пирсу, гребцы обоих бортов входят в шлюпку одновременно, при этом гребцы правого борта садятся вслед за баковым с кормы, а гребцы левого борта вслед за загребным — с носа (продвигаясь соответственно вдоль правого и левого бортов), старшина садится после гребцов.

При движении на вёслах старшина (С) сидит на книце с правого борта, держа ноги между заспинной и транцевой досками. Командир шлюпки (К) занимает свое место на кормовом сиденье с левого борта последним. Выход из шлюпки производится в обратном порядке по команде «Гребцам выйти из шлюпки».

После посадки гребцы проверяют подгонку упорок и стропок для ног, наличие на штатных местах предметов снабжения шлюпки и очищают, штерты уключин. Загребные, становясь коленями на кормовое сиденье, навешивают руль на стержень. Правый загребной переносит короткий отпорный крюк с борта на рангоут и кладет его крюком в нос. Левый баковый переносит длинный крюк с борта на рангоут и кладет его крюком в корму. Баковые и загребные после отдачи фалиней укладывают их в бухту: первые — на носовом решетчатом люке, вторые — между транцевой и заспинной досками.

Старшина шлюпки вставляет изогнутый румпель, ставит кормовой флаг, проверяет наличие на штатных местах предметов снабжения шлюпки, при входе на шлюпку офицера подает команду «Смирно» и отдает честь, прикладывая руку к головному убору.

Гребцы по команде «Смирно» сидят на своих местах лицом в корму, корпус прямой, ноги согнуты в коленях. Исходное положение для гребли — лопасть развернута параллельно поверхности воды.

Находясь в шлюпке, гребцы обязаны соблюдать следующие правила поведения:

  • при посадке и высадке не ходить по банкам;
  • не входить на шлюпку в грязной обуви;
  • при температуре воздуха +14° С и выше снимать обувь;
  • не облокачиваться на планширь и не выставлять рук за борт;
  • следить, чтобы за бортом шлюпки не было посторонних предметов;
  • не разговаривать, внимательно слушать команды, быстро и четко их выполнять;
  • соблюдать установленную форму одежды;
  • не переговариваться с проходящими мимо шлюпками;
  • не перемещаться в шлюпке без разрешения;
  • не купаться с борта шлюпки;
  • курить только с разрешения старшины шлюпки; при нахождении шлюпки у борта корабля или у пирса курить запрещается.

Техника гребли

Перед греблей гребцы должны принять исходное положение. Правильная посадка гребцов облегчает освоение техники гребли и дает возможность наиболее полно использовать их физические способности.

Исходное положение принимается по команде «Вёсла». Гребцы сидят на банке прямо, занимая 3/4 ее ширины. Чуть согнутые ноги упираются в подогнанные упорки, кисти согнутых в локтях рук находятся на вёсле (одна на рукояти, другая на вальке) на ширине груди ладонями вниз.

На рисунке справа показан разворот лопасти вёсла при гребле: 1 — исходное положение (по команде «Вёсла»); 2 — начало разворота от себя; 3 — в конце разворота и в момент ввода в воду; 4 — на траверзе; 5 — в момент выноса из воды; 6 — при заносе. Гребок можно разделить на четыре фазы:

  • занос лопасти вёсла к носу шлюпки (1, 2);
  • ввод лопасти в воду (3);
  • проводка лопасти в воде (4);
  • вынос лопасти из воды (5, 6).

Команды при движении на веслах

При управлении гребной шлюпкой используются специальные командные слова, которые произносятся громко, отчетливо и в момент, соответствующий середине проводки. Команда, поданная преждевременно или с опозданием, приводит к разнобою в ее выполнении.

Перед подачей команды командир (старшина) шлюпки должен осмотреться (особенно с кормы) и убедиться в возможности безопасного ее выполнения. Нельзя, например, делать повороты на курсе (а также пересекать курс) обгоняющего корабля.

«Протянуться»

Команда подается для отхода от борта корабля или пирса. Гребцы ближайшего к кораблю (пирсу) борта вручную, держась за трап, леер (стенку пирса) или с помощью отпорных крюков — длинный крюк у бакового, короткий у загребного — протягивают шлюпку вдоль борта корабля (пирса) и дают ей ход. С подачей команды старшина шлюпки кладет руль в сторону от борта корабля.

«Оттолкнуть нос»

Команда подается, когда шлюпка получит ход. По этой команде баковый сильно отталкивает нос, а загребной усиливает ход шлюпки, после чего оба кладут крюки на рангоут. Средний гребец убирает кранец.

«Уключины вставить»

По этой команде гребцы без шума вставляют уключины в гнезда, разворачивают их вдоль планширя и осматривают борта. Штерты, фалини и кранцы должны быть убраны в шлюпку и не висеть с бортов.

«Вёсла разобрать»

Гребцы, начиная с загребных, берут свои вёсла, продвигают их к носу и, положив одну руку на рукоять, а другую (ближайшую к борту) под валек, приподнимают вёсла и кладут их на планширь за вторую (загребные) и третью (средние и баковые) уключины. Вальки весел должны быть на высоте планширя, прижаты к бортам, а лопасти — в горизонтальном положении и выровнены по загребным параллельно друг другу. Гребцы поворачиваются вполоборота к борту и смотрят на вёсла.

«Отваливай»

Команда подается при отходе от борта корабля (пирса) вместо всех указанных выше, когда гребцы уже обучены их выполнению. По этой команде гребцы самостоятельно выполняют все действия, изложенные в командах «Протянуться», «Оттолкнуть нос», «Уключины вставить», «Вёсла разобрать». Уключины вставляются и вёсла разбираются с равнением по загребным.

«Вёсла»

По этой команде гребцы одновременно приподнимают вёсла на локтевом сгибе, заносят их на уровне уключин перпендикулярно диаметральной плоскости шлюпки и вставляют в уключины (кожа должна быть в уключине). Руку, которая находилась под вальком, кладут кистью на валек в обхват. Лопасти разворачиваются параллельно воде на уровне планширя. Гребцы занимают исходное положение для гребли.

«На воду»

Гребцы одновременно, равняясь по загребным, заносят лопасти к носу, разворячивают их, быстро и резко одновременно опускают в воду и начинают грести.

«Суши вёсла»

Команда подается для кратковременного отдыха гребцов или для отдания чести начальникам. По этой команде гребцы заканчивают гребок и располагают вёсла перпендикулярно диаметральной плоскости шлюпки, а лопасти — параллельно воде, т. е. приводят их в такое же положение, как и по команде «вёсла». Для отдания чести старшина шлюпки дополнительно подает команду «Смирно, равнение направо (налево)» и прикладывает руку к головному убору. Гребцы поворачивают голову в сторону начальника (честь отдается сидя).

«Вёсла по борту»

Команда подается при прохождении узкостей и различных препятствий на воде, а также для отдыха гребцов. По этой команде гребцы, закончив проводку, откидывают корпус назад и, пропустив валек перед собой, подводят лопасти вплотную к борту. Чтобы весло не выскочило из уключины, ближайшей к борту рукой придерживают его за середину валька. Для продолжения гребли подается команда «вёсла» и затем — «На воду».

«Вёсла в воду»

Команда подается при необходимости резко затормозить ход шлюпки. Гребцы, закончив гребок, ставят вёсла по траверзу шлюпки, разворачивают лопасти перпендикулярно поверхности воды с небольшим наклоном верхней кромки в сторону носа и опускают их на 1/3–1/2 длины в воду. Нажимая грудью на валек и наклоняясь корпусом в сторону кормы, гребцы удерживают вёсла на траверзе. После погашения инерции шлюпки подается команда «Суши вёсла» или другая необходимая команда.

«Табань»

Команда подается, когда шлюпке надо дать задний ход. По этой команде гребцы, откидывая корпус назад, заносят лопасти в горизонтальном положении к корме до отказа, затем разворачивают их на себя под углом 30—45° к вертикальной плоскости верхней кромкой в сторону носа и, опустив в воду на 1/2–2/3 длины, начинают грести в обратную сторону.

«Вёсла под рангоут»

Команда подается для отдыха гребцов, когда шлюпка долго находится без движения (ее предваряет команда «Суши вёсла»). По этой команде гребцы, не вынимая весел из уключин, заводят их рукоятью под рангоут и выравнивают так, чтобы лопасти были параллельны. После отдыха подается команда «Вёсла». Иногда вместо команды «Вёсла под рангоут» подается команда «Вёсла под планширь», по которой рукояти заводятся под планширь.

«Береги вёсла»

Команда подается для предупреждения гребцов о возможности поломки весел при прохождении каких-либо предметов на воде. Гребцы, не прекращая гребли, внимательно следят за своим веслом и при необходимости подбирают его в шлюпку, приподнимают лопасть или прижимают ее к борту.

«Навались»

Команда подается, когда необходимо на короткое время увеличить скорость шлюпки, используя до предела физические возможности гребцов. Гребцы усиливают проводку весел в воде.

«Легче гресть»

Подается для уменьшения скорости шлюпки. Гребцы ослабляют проводку весел в воде.

«Вёсла на укол»

Команда подается при снятии шлюпки с мели. По этой команде гребцы сначала ставят вёсла по траверзу шлюпки, а затем, подхватывая локтевым сгибом ближайшей к борту руки валек и нажимая другой рукой на рукоять, вынимают вёсла из уключин и ставят их вертикально рукоятями на рыбины (валек помещается между коленями). Потом гребцы встают, поворачиваются корпусом к своему борту, поднимают вёсла лопастями вверх, опускают их в воду и, упираясь рукоятями весел в грунт, стараются сдвинуть шлюпку с мели. Когда шлюпка сойдет с мели, подается команда «Вёсла». Гребцы вынимают вёсла из воды и ставят их вертикально рукоятями на рыбины. Затем садятся на банки, вставляют вёсла в уключины и принимают исходное положение.

«Вёсла на валёк»

Команда подается после прохода линии финиша на гребных гонках и для отдания чести начальникам в торжественных случаях. По этой команде гребцы, не вставая, описанным выше способом вынимают весла из уключин, ставят их вертикально рукоятями на рыбины (валек между ног) и разворачивают лопасти вдоль шлюпки. Рукой, которая ближе к борту, обхватывают веретено так, чтобы кисть и локоть были на уровне плеча. Другой рукой берут в обхват валек на уровне пояса (смотрите рисунок). Гребцы равняются сами и выравнивают весла по загребным. По команде «Вёсла» снова принимается исходное положение для гребли.

«Вёсла за борт»

Команда подается при высадке десанта вместо команды «Шабаш» для уменьшения шума и облегчения шлюпки при подходе к берегу. Гребцы сначала проводят лопасти к борту (так же, как по команде «Вёсла по борту»), а затем вынимают весла из уключин и сбрасывают их за борт. Весла предварительно должны быть прихвачены штертами к уключинам.

«Шабаш»

Команда подается для уборки весел. Гребцы, закончив гребок, ставят весла по траверзу шлюпки. Затем, подложив одну согнутую в локте руку под валек и нажимая другой на рукоять, вынимают весла из уключин, заносят их лопастями к носу и, стараясь не шуметь, укладывают на банки к борту, начиная с баковых. Загребные кладут свои весла последними (сверху). Затем гребцы бесшумно вынимают уключины и штертами уключин прихватывают весла к борту. Гребцы должны следить за правильной укладкой весел, обращая особое внимание на то, чтобы лопасти не оставались на планшире. Если шлюпка ошвартовалась у корабля (берега) и подлежит подъему, старшина убирает румпель и кормовой флаг, надевает на флаг чехол и кладет флаг на весла у правого борта. Загребные становятся коленями на кормовое сиденье, снимают руль и кладут его между транцевой и заспинной досками пером вниз и головкой на правый борт.

«Разворот шлюпки»

Для разворота шлюпки вправо применяются команды «Левая на воду — правая табань», «Левая на воду — правая в воду», «Левая навались — правая легче гресть».

Для разворота шлюпки влево применяются команды «Правая на воду — левая табань», «Правая на воду — левая в воду», «Правая навались — левая легче гресть».

Первая из этих команд — «...табань» — применяется, когда шлюпка находится без движения. На ходу применяются команды «...в воду», «...навались» и «...легче гресть». Для ускорения поворота используется также руль.