Направления ветра относительно шлюпки

Любое решение на маневр шлюпки старшина принимает с учетом направления ветра. Чтобы выразить положение шлюпки относительно ветра, введено понятие о галсах. Если ветер дует в правый борт (паруса на левом борту) — шлюпка идет правым галсом; если ветер дует в левый борт (паруса на правом борту) — шлюпка идет левым галсом.

Если ветер дует прямо или почти прямо в нос шлюпки (в пределах от 10° правого борта до 10° левого борта), он называется противным, встречным или лобовым.

Если ветер дует в пределах от 10° до 80° к диаметральной плоскости (от носа шлюпки), он называется бейдевиндом. Бейдевинд считается крутым, если угол ветра составляет 10°—60°, и полным, если угол более 60°.

Если ветер дует прямо или почти прямо в борт шлюпки (в пределах от 80 до 100°), он называется галфвинд.

Если ветер дует под углом от 100° до 170° к диаметральной плоскости, он называется бакштаг. Бакштаг считается полным, если угол ветра более 150°.

Если ветер дует прямо или почти прямо в корму (в пределах от 170° правого борта до 170° левого борта), он называется фордевинд.

Полные наименования направлений ветра включают наименование галса, например Бейдевинд (галфвинд, бакштаг) левого (правого) галса.

Уборка парусов и рангоута

Поворот «оверштаг»

Полуповороты

Взятие рифов